Родители Артура, иммигранты из Австрии,
владевшие небольшой швейной фабрикой, разорились во время Великой депрессии.
Окончив бруклинскую школу им. Линкольна, Артур сменил несколько случайных работ,
чтобы заработать на учёбу в колледже. Изучал журналистику в Мичиганском
университете (окончил в 1938г.). Первые пьесы Миллера, написанные в студенческие
годы, не были опубликованы. В 1944г. вышла книга очерков об американской армии
"Положение нормально" (он был освобождён от военной службы из-за травмы колена,
полученной в школьные годы). В знаменитой пьесе "Смерть коммивояжёра" (1949, удостоена Пулитцеровской премии), посвящённой трагедии крушения иллюзий, даются смелые, неожиданные драматургические решения. В одной из самых значительных своих пьес "Суровое испытание" (1953) Миллер, пользуясь историческим материалом, решительно выступает против всякого подавления человеческой личности и отстаивает духовную независимость человека. Эта пьеса, проводящая параллель между "охотой на ведьм" в 1692г. и периодом маккартизма в США, стала событием в американской общественной жизни, а Миллер был привлечен к судебной ответственности в 1956г. за отказ дать показания в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности.
Пьесы "Вид с моста"
(1955), "Воспоминание о двух понедельниках" (1955) и сценарий фильма
"Неприкаянные" (1961) пробуждают беспокойство за судьбу и свободу человека в
современном мире. После продолжительного молчания, вызванного личными
обстоятельствами, Миллер пишет полуавтобиографическую драму "После падения"
(1964), содержащую намёки на его брак с Мерилин Монро (1956-62). (Все три жены
Миллера не были еврейками, но только от второй, Мэрилин, он потребовал
предварительно пройти гиюр). В сборнике рассказов "Ты мне больше не нужна" (1967) Миллер снова продемонстрировал высокое мастерство прозаика. В 1973г. он опубликовал сборник статей "Театральные эссе", куда включил своё знаменитое эссе "Трагедия и средний человек", написанное в 1949г. В последующие годы из-под его пера вышли драматические произведения "Из самого рая" (1974), "Потомок архиепископа" (1977), "Американские часы" (1980) и др.
Миллер считается
одним из лучших драматургов 20-го столетия. В 1965–72гг. он был
президентом международного ПЕН-клуба и часто выступал в защиту культуры, против
цензуры и преследования писателей в странах с тоталитарным режимом, против
расизма и антисемитизма. В 1984г. Миллер был удостоен премии Центра Кеннеди, в
2002г. драматургу была вручена самая престижная в испаноязычном мире премия
принца Астурийского, которую называют "испанской Нобелевкой". Среди
полученных им наград также две премии Тони (1947,1953), премия Эмми (1967),
Иерусалимская литературная премия (2003). В день его кончины
все бродвейские театры притушили перед началом спектаклей огни рампы.
Вне Нью-Йорка В Мичиганском университете в 2007г. был открыт Театр Артура Миллера. Согласно желанию самого Миллера, это единственный в мире театр, носящий его имя.
Вне Земли
|