Маймонид - крупнейший раввинистический авторитет и кодификатор Галахи, самый прославленный еврейский учёный послеталмудической эпохи. Современники говорили о нем: "От Моше (Раббейну) и до Моше (бен Маймона) не было равного Моше". В 1148 г. семья Маймонида была вынуждена бежать из Кордовы, спасаясь от преследований евреев династией Альмохадов, и в течение нескольких лет скиталась по Испании и Провансу, пока в 1160г. не поселилась в городе Фес (Марокко). В годы скитаний Маймонид заложил прочные основы своей широкой разносторонней учёности. В 1158г. Рамбам приступил к работе над комментариями к Мишне, тогда же он написал краткий трактат о еврейском календаре, трактат по логике, ряд комментариев к трактатам Вавилонского Талмуда и труд, посвящённый галахическим вопросам в Иерусалимском Талмуде. В 1165г., после короткого пребывания в Эрец-Исраэль, семья Маймонида обосновалась в Египте. В течение восьми лет Маймонид, благодаря поддержке брата Давида, торговца драгоценными камнями, был свободен от материальных забот и мог всецело посвящать себя литературной деятельности, исполняя одновременно почётные обязанности религиозного и светского руководителя еврейской общины. Комментарий Маймонида к Мишне был завершен в 1168г. В следующем году Маймонида постиг тяжкий удар: его брат Давид утонул во время поездки по торговым делам. Чтобы изыскать средства к существованию, Маймонид занялся медицинской практикой. Слава искусного врача пришла к нему не сразу. Она значительно возросла после того, как в 1185г. он был назначен одним из личных врачей правителя Египта. В эти же годы, несмотря на свою загруженность медицинской практикой и делами еврейской общины Фостата (официальным главой которой он был признан в 1177г.), Маймонид написал два монументальных труда, принесших ему славу - "Мишне Тора" ("Повторение Закона", 1180) и "Море невухим" ("Наставник колеблющихся", 1190), не утратившие своего значения и по сей день. Многочисленные респонсы Маймонида (их 464), написанные на языке запросов, то есть на арабском или на иврите, отражают центральную роль Маймонида в общинной жизни евреев Египта и соседних стран. Несмотря на горький опыт преследований со стороны фанатиков ислама, Маймонид последовательно отказывался признавать мусульман идолопоклонниками и подчеркивал монотеистический характер ислама. Маймонид также отрицал научную ценность Каббалы и астрологии. До конца жизни Маймонид продолжал трудиться в качестве главы еврейской общины и придворного врача. Он вёл обширную переписку с общинами разных стран. Кончину Маймонида оплакивали во всех частях еврейского мира. Его останки были перевезены в Тверию для погребения, по сей день его могила остаётся объектом паломничества.
Вне Нью-Йорка - Яд-Рамбам, мошав в 5 км юго-восточнее города Рамла. Основан в 1955 г. репатриантами из города Фес. Назван в честь Рамбама к 750-летию со дня его смерти. - Памятник работы М. А. Лазаро-Гуиль перед музеем Ралли в Кейсарии, Израиль. - Памятник работы А. Р. Олеоса в Кордове, Испания, на Тивериадской пл., Худиос (Еврейский квартал). - Больница "Рамбам" в Хайфе, Израиль. - Кладбище "Маймонидес" в Элмонте, Нью-Йорк, США (открыто в 1922г.)
- Сдерот Бен-Маймон в Иерусалиме (в районе
Рехавии) и улицы в Беэр-Шеве, Бней-Браке, Хайфе, Нетании, Ришон-Леционе и других
городах Израиля.
|